понедельник, 5 марта 2012 г.

Поход через перевалы Аманжол и Сары-Булак

1-й день. Доехать до ущелья реки Тургень можно с автовокзала рейсовым автобусом. Не надо ехать до посёлка Тургень, надо выйти не доезжая, у старого кирпичного завода.  Затем идти вверх по дороге и ловить попутную машину, направляющуюся на Ассы. Если есть возможность, можно попробовать найти машину прямо в Алмате и до конца. В долине реки интересно посетить форелевое хозяйство.

Дорога идёт вдоль р. Тургень, сначала по широкому ущелью. Потом река поворачивает налево, ущелье сужается, река бурлит рядом с дорогой. Когда ущелье раскрывается и впереди предстаёт широкий зелёный холм, вам пора выходить из машины. Это место раньше называлось "магазин".

Справа течёт речка в лесистом ущелье - вот туда нам и надо. Если вам удалось автомобильную часть маршрута одолеть часов до 11-ти, у вас есть возможность сегодня же подтянуться под перевал.

Не идите справа от речки вверх по тропе, она поднимается очень высоко, огибая большие промоины в склоне. Гораздо легче и веселее идти прямо вдоль речки, переходя её по камням или брёвнам с берега на берег несколько раз. Вскоре дойдёте до естественной плотины, поросшей кустарником. Справа увидите тропу вверх, в лес на склоне.  По ней делаете подъём и выходите из леса.

Перед вами красивое место с чистой речкой слева, скальным выступом с "окном" и открывающейся широкой долиной "Уш- Булак" ( три ручья). Здесь всегда стояло несколько чабанских стоянок. Можно и пообщаться.

Вам нужно идти вперёд вдоль речки. Тропа справа по арче радости не принесёт. Ищите брод через речку, нужная вам  тропа - слева от реки. По тропе топайте до границы арчи на том берегу. Речка поворачивает направо и здесь открывается небольшая ровная поляна - место для ночлега. Дров для костра надо было запасти в конце леса или в арче.

2-й день. Подъём к перевалу Аманжол можно начинать прямо от места ночлега вверх-вправо по холмам, а можно и по тропе вдоль речки, а потом вверх. Особой разницы в трудозатратах или во времени не заметила, всё равно топать под перевал часа три. Когда увидите снежник под перевалом, значит вы на правильном пути. Ещё 2-3 часа и вы на Аманжоле - 3600м.

Спуск с перевала по хорошо заметной тропе слева. Идите по реке Аманжолке до самого выхода в ущелье реки Чилик. Не обольщайтесь тропами, появляющимися на обеих сторонах реки и ведущими вверх. При спуске приходится несколько раз переходить реку туда-сюда, речка не маленькая, но броды вполне проходимы. Встречаются грибы, дикая чёрная смородина.

Палатки можете поставить в лесочке ближе к Чилику. А если есть силы и вы можете пройти ещё два километра вниз по Чилику, вам откроется прекрасное место - сосновый бор, и лагерь поставите там. Здесь есть земляника и костяника.

3-й и 4-й дни. Путь лежит слева от бурной реки Чилик.  Много осыпей! Трудно как-то описать прохождение каждой осыпи. Помните общие правила
 - прежде чем подниматься по высокой тропе, посмотрите, может быть можно пройти этот участок возле самой воды, это проще;
 - не ходите по осыпям один над другим, чтобы не спустить камень на голову;
 - если впереди скала опускается прямо в реку, заранее ищите тропу для обхода этой скалы поверху; смотрите фото такой скалы - не доходя до неё примерно 500м вверх поднимается тропа для обхода;

- слишком не бойтесь, угол наклона осыпи не превышает угла естественного откоса щебня - 45 градусов; если случайно упали на осыпи, не паникуйте, распластайтесь и - далеко не укатитесь, это не лёд;
 - на осыпях не позволяйте себе каких-то криков, прыжков - иногда и от этого могут падать камни.

Когда кончится теснина, идите по просторному ущелью до моста, переходите на правую сторону Чилика и углубляйтесь вверх по ущелью Коль-Сай. Впереди у вас три красивейших озера! Ночёвку организовывайте в зависимости от усталости группы - или на подходах к первому озеру у речки, или дойдите до озера и слева есть площадка, или за озером есть отличные места.

Раньше эти места были заповедником для начальства, людей попадалось совсем мало. Сейчас здесь делают деньги - до Первого озера разрешили подъезд на машинах, до второго озера везут на лошадях, там предлагают чай и еду за хорошие деньги. Но мы идём пешком!

5-й день. Переночевав и налюбовавшись озером идём вверх по тропе 3-4 часа до второго озера. Сначала тропа пологая, затем круто поднимается вверх, лес раскрывается - и вот оно, чудесное произведение природы! Слева на поляне мы обычно делали пол-днёвки. Но можно идти дальше.

Левее от поляны в гору поднимается тропа, по ней вы обходите озеро до развилки троп. Влево, в сторону от озера не ходите, эта тропа уведёт вас на перевал Саты. Идите по тропе, ведущей вниз рядом с озером. Впереди естественная плотина, заросшая деревьями и кустарником, её надо одолеть без явно выраженных троп, всё равно придёте к третьему озеру. За озером на границе леса ищите место для стоянки.

6-й день. Подъём на перевал Сары-Булак 3500м особых трудностей не представляет. Идём по тропе слева от речки. Если всё нормально, сегодня же к вечеру можно выйти к Иссык-Кулю.

Песня у костра

Я бы сказал тебе много хорошего
                                           В тёплую лунную ночь у костра,
                                           В зеркале озера звёздное крошево
                                           Я подарю тебе вместо венца.

Запахом трав лесных плечи укутаю,
                                           Чтобы растаяли льдиночки глаз,
                                           И расскажу тебе, если сумею я,
                                                                 Как я люблю тебя тысячу раз!